Пятница, 2024-05-03, 5:06 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт учителя английского языка Ромахиной Лидии

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Формирование социокультурной компетенции в системе проведения нетрадиционных уроков и внеурочной деятельности"

    Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.                 

   Согласно концепции модернизации российского образования основополагающей является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно формировать без знаний социокультурных особенностей страны изучаемого языка.
    В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по родным местам, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который, в свою очередь, позволяет формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Изучая английский язык, мы ставим перед собой цель обязательно применить его в реальной жизни, общаясь с иностранцами, заключая договора о сотрудничестве с зарубежными партнёрами. Незнание правил поведения при общении может привести к тому, что ваш собеседник почувствует себя неловко или даже подумает, что в ваших действиях, позах и жестах вы выражаете угрозу и оскорбление. Излишний или недостаточный темперамент, проявление эмоций – всё это может быть также важно, как и выученная грамматика и лексика.  

    В связи с этим возникает вопрос о формировании социокультурной компетенции, что подразумевает знакомство обучающихся с национально-культурной спецификой речевого поведения и способностью пользоваться теми элементами социокультурного контекста, которые релевантны для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка: обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, социальные стереотипы, страноведческие знания и др. Чтобы иметь представление о культуре страны изучаемого языка, необходимо использовать при обучении английскому языку такие материалы, которые бы эту культуру наглядно демонстрировали.

    В нашей школе для обучения английскому языку я использую УМК “Enjoy English” М.З.Биболетовой, который содержит материалы страноведческого характера, позволяющие обеспечить реализацию социокультурного компонента. Богатый культурологический материал данного УМК обеспечивает формирование социокультурной компетенции обучающихся, предлагая информацию о Великобритании и других англоговорящих странах, развивает умения обучающихся представлять свою страну. Обучающиеся учатся строить речевое и неречевое поведение с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка. Учебный материал представлен и отрабатывается в упражнениях, моделирующих ситуации реального повседневного применения языка.

    Формирование социокультурной компетенции начинается уже на ранней ступени обучения. Время обучения в начальной школе является наиболее благоприятным для получения навыков иноязычной коммуникации. Дети этого возраста восприимчивы к языкам, легко и с удовольствием имитируют звучащую речь, открыты для общения, обладают поразительными приспособительными умениями, позволяющими ориентироваться в смыслах, легко контактируют с носителями языка. При работе с младшими школьниками наиболее приемлемыми являются упражнения игрового характера. Они развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память, повышают учебную мотивацию. В процессе коммуникативных игр обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка.      Главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения: чайный этикет (угощение друзей), покупки в магазине, посещение зоопарка или кафе, отмечание праздников и воспроизведение национальных традиций, создание костюмов, рисунков, поздравительных открыток.

    Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Любой урок должен быть увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести урок- утренник, урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, урок с применением ИКТ. В начальной школе я часто провожу уроки-праздники и уроки экскурсии. Во 2 классе после изучения английского алфавита я провожу “The ABC – holiday”. На протяжении всего урока обучающиеся отрабатывают и закрепляют буквы английского алфавита в различных игровых ситуациях, что способствует их лучшему усвоению. После изучения темы «Еда» мы обязательно «ходим в гости или на день рождения» к однокласснику, и именинник угощает своих друзей разными вкусными блюдами. Изучая животных, мы совершаем экскурсии на фермы, где «хозяин» рассказывает нам о своих животных. Очень часто мы занимаемся проектной деятельностью: пишем письма Деду Морозу, составляем меню для своего питомца, пишем рассказы о пришельцах с другой планеты и т.д. В конце года мы проводим утренники для родителей, на которых показываем всё, чему мы научились за истекший год.

     На средней и старшей ступенях обучения на первый план для подростков выходит общение со сверстниками, поэтому добавляются такие виды работы, как переписка со сверстниками из других стран, участие в форумах, общение с носителями языка, интервью с зарубежным собеседником, сложнее становятся предлагаемые для имитации ситуации общения. Часто на уроках используются ролевые игры, деловые игры, ведётся работа, направленная на преодоление стереотипного мышления. Большой интерес обучающихся вызывают темы, связанные с жизнью и бытом: «Дом», «Магазин», «Школа», «Друзья». Использование изобразительной и предметной наглядности дает простор для организации множества игр.  Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков на данном этапе являются уроки с применением ИКТ, уроки-праздники, уроки – соревнования, КВНы. Эти формы урока расширяют знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивают у школьников способности к иноязычному общению, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации, повышают мотивацию и интерес к изучению английского языка. Например, после изучения прошедшего неопределённого времени с целью закрепления пройденного материала я провожу  конкурс двух команд. Этот конкурс подразумевает различные индивидуальные и групповые задания на формирование утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений, на отработку правильных и неправильных глаголов, что способствует лучшему усвоению и закреплению пройденного материала. А дух соревнования и чувство ответственности за свою команду помогают школьникам полностью сосредоточиться на отрабатываемом материале. С большим удовольствием ребята участвуют в тематических КВНах.

    Полностью обновлённая материальная база школы позволяет мне всё шире использовать в своей работе информационно-компьютерные технологии. Большинство обучающихся среднего и старшего звена уже хорошо владеют компьютером и с легкостью составляют презентации по изучаемым темам. В своих презентациях они рассказывают о достопримечательностях Лондона и Москвы, о домашних животных, о своей семье и своих увлечениях, о спортивных играх, популярных в Великобритании и в нашей стране. Доступ к Интернету позволяет совершать виртуальные прогулки по Лондонскому зоопарку, в музеи и картинные галереи нашей страны и страны изучаемого языка. Особый интерес вызывает у обучающихся работа на интерактивной доске. Для этого вида работы в кабинете английского языка имеются диски с интерактивными плакатами, обучающие программы, некоторые упражнения  я составляю сама.

    Практически любой урок иностранного языка имеет социокультурную направленность. Однако, наиболее полно потребности в коммуникации и самовыражении можно реализовать посредством внеурочной деятельности, где продолжается формирование социокультурной компетенции. Внеурочная деятельность является важной частью учебно-воспитательного процесса и позволяет многократно увеличить его эффективность. В своей работе мы отдаем предпочтение групповым и массовым формам организации внеурочной деятельности, так как они направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию обучающихся и дают им возможность на практике применить знание английского языка. Всю внеурочную деятельность мы организуем по следующим направлениям:

  1. Учебно-познавательное:
  • предметная неделя
  • научно-практическая конференция
  • олимпиады
  • конкурсы
  • игры
  1. культурно-просветительское:
  • утренники
  • театральные представления
  • фестиваль английской песни
  • конкурс чтецов на английском языке
  • встречи в литературной гостиной
  • встречи в музыкальной гостиной
  • конкурс сочинений на различные темы
  1. эстетическое и игровое:
  • выставки детских рисунков
  • выставки творческих работ
  • проведение праздников

    При организации внеурочной деятельности по иностранному языку считаем важным придерживаться определённых  принципов, а именно:

  • создание соответствующей атмосферы: торжественное открытие и подведение итогов, оформление места проведения, призы всем участникам и т.д.
  • обеспечение ситуации успеха: доброжелательная атмосфера, установка на принятие каждого ребёнка, тактичное жюри, поддержка со стороны учителей и т.д.
  • соответствие возрастным особенностям.

    Мне хотелось бы поделиться наиболее яркими массовыми формами организации  внеурочной деятельности, которые помогают активизировать творческое развитие,

эмоциональное восприятие, а также заинтересовать, увлечь, сформировать вкус, привить любовь к иностранному языку.

    Ежегодно мы проводим в школе неделю английского языка. Составляющие неделю дела постоянно меняются: открытые уроки в нетрадиционной форме, внеклассные мероприятия, выставки стенгазет, конкурсы сочинений на различные темы и т.д. Младшие школьники проводят выставку стихов про английский язык, конкурсы рисунков и английских шуток, выставки кроссвордов на определённую тематику и многое другое.  

    На музыкальной гостиной старшеклассники рассказывают о своих предпочтениях в музыке, готовят презентации о любимых зарубежных певцах и группах. Проводимые в школе внеклассные мероприятия помогают нам хорошо подготовиться к участию в муниципальных мероприятиях. Второй год в районе проводится фестиваль-конкурс песен на английском языке, посвященный Дню европейских языков, и дважды учащиеся нашей школы одержали победу (2 и 3 места). 

    На литературной гостиной школьники знакомятся с творчеством английских и американских писателей, участвуют в конкурсах литературного перевода прозы и поэтического произведения, декламируют стихи и т.д. С успехом дети выступили на районном фестивале, посвященном творчеству шотландского поэта Роберта Бернса. На районной научно-практической конференции ученицы 9 класса Скопина Татьяна и Волжанкина Элина заняли 1 и 2 места, выступив с докладами «Books in Мy Life» и «Travelling Is My Hobby». Свои выступления они сопровождали компьютерными презентациями.

    Увлекательно прошел в прошлом учебном году праздник «St.Valentine’s Day». Учащиеся старших классов рассказали легенды о возникновении этого праздника, а учащиеся среднего звена рассказали стихи о дружбе, спели песни, показали инсценированную сказку и подготовили традиционную выставку «валентинок».

    Формирование социокультурной компетенции происходит и в процессе участия в заочных лингвистических конкурсах. Уже пять лет подряд обучающиеся нашей школы принимают участие в таких конкурсах, как «Британский Бульдог», «Эму» и занимают призовые места на муниципальном и региональном уровнях. А в прошлом учебном году в конкурсе по истории Великобритании «The Land of Hope and Glory» трое учащихся нашей школы (6, 9 и 11 кл.) заняли призовые места на федеральном уровне. В текущем учебном году мы впервые приняли участие в интернет-конкурсе “Get Ready for Exams”, который организовало представительство издательства PEARSON в России.

    Подводя итог, хотелось бы отметить, что внеурочная деятельность – это дополнительный резерв времени для успешного решения практических задач, в том числе для формирования и развития социокультурных компетенций, без которых на сегодняшний день невозможно овладеть иностранным языком на функциональном уровне.

    Таким образом, формирование социокультурной компетенции – обязательная составляющая процесса обучения иностранному языку. Воспитание языковой личности в социокультурном аспекте происходит через три вида деятельности: непосредственно на уроке в учебной деятельности, в научно-практической и научно-исследовательской деятельности учеников, в различных формах внеурочной деятельности.

  

                                      Библиографический список:

  1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Веденина Л.Г. Теория межкультурной коммуникации и значение слова. Иностранные языки в школе. 2000. - № 5.
  3. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. «Вопросы образования», 2008. - № 3.
  4. Белькинд Е.Л. Организация внеклассного мероприятия. - «Первое сентября». Английский язык.  2005. - № 1
  5. Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка. – Иностранные языки в школе. 1986. - № 4    


Источник: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxycnJsaWRpYTU1NXxneDo0N2YxYmFkY2VjNTJhM2Qw
Категория: Мои статьи | Добавил: Ромашка (2015-02-09)
Просмотров: 348 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright romakhinalidia.ucoz.ru © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz